Способы вывести компанию из кризиса
Способы вывести компанию из кризиса
Даже хорошие менеджеры могут пропустить первые признаки бедствия, ─ говорит Маккинзи Дуг Якола*, который руководит программами восстановления уже более 20 лет. Мы предлагаем ознакомиться с выдержками из его рекомендаций о том, как действовать, чтобы преодолеть трудности и начать нормальную работу.
Забудьте о вашем восприятии бедственного положения компании
Почти невозможно придумать одно рабочее определение «компании в беде» и опасно думать, что оно у вас. В зависимости от ситуации, существуют, наверное, 25 различных признаков потенциального бедственного положения. Проблема заключается в том, что в чистом виде эти признаки встречаются редко, и вы вряд ли столкнетесь с одним-двумя. Скорее, вы встретите результат взаимодействия значительного количества признаков и внешних факторов.
Заставьте себя критиковать свой собственный план
Самый верный рецепт избежать бедственного положения, это периодически пересматривать свои бизнес-планы. Когда вы строите бизнес-план на год или три, то запланируйте точки контроля. Простого явного напоминания может быть достаточно: «Если мы не достигаем запланированных целей к этой дате, то мы должны отступить и скорректировать свой план, учитывая, что произошло с момента нашего последнего обзора». Чтобы избежать ошибок на этом этапе, разработку бизнес-плана и оценку состояния компании стоит доверить профессионалам.
Посмотрите на компанию со стороны
Внешний наблюдатель тем и хорош, что находится на достаточном расстоянии от компании, чтобы увидеть лес за деревьями и может выступить в качестве системы раннего предупреждения, когда компания движется к беде. Консалтинговая компания поможет с оптимизацией организационной структуры и бизнес-процессов.
Сфокусируйтесь на наличных
Успешная перестройка компании действительно сводится к одной, очень простой вещи: наличность и возврат денежных средств. Это означает возврат бизнеса к базовым элементам успеха. Ваши действия приносят деньги или сжигают их? Отслеживание наличных ─ это не просто наблюдение за банковским счетом. Чтобы избежать сюрпризов, компании нужен хороший прогноз в среднесрочной и долгосрочной перспективе.
Рассматривайте каждое изменение кризис
Без кризисного мышления вы получаете стабильную реакцию компании на изменения: избегать риска. Верх берет стратегия постепенности в осуществлении реформ. Более агрессивные идеи будут проанализированы, а внедрение будет происходить медленно и методично. В противоположность этому, кризис требует значимых действий. Менеджеры должны использовать такие слова, как «кризис» и «срочность» с того момента, как они признают необходимость изменить ситуацию. Тогда в настоящий кризис компания будет готова попробовать пути, которые обычно не рассматривает. И это те смелые поступки, которые меняют траекторию развития компании. Кризис гонит людей к действию и побуждает менеджеров рассматривать весь спектр вариантов.
Откажитесь от старых планов стимулирования
Мотивация топ-менеджмента зачастую самый недооцененный инструмент в реструктуризации компании. Многие программы стимулирования настолько сложны, что, когда вы спросите у менеджеров, что они должны делать, чтобы заработать свой бонус, они просто пожимают плечами. Будьте готовы отказаться от премиальных выплат для тех, кто не может достичь 100% эффективности и награждать достойно тех, чьи результаты превзошли ожидания.
Замените одного-двух топ-менеджеров
Опыт подсказывает, что большинство успешных реструктуризаций влечет за собой изменение в команде. Речь не о «плохих» менеджерах. Просто есть люди, которые не способны быстро меняться. Они блокируют изменения потому, что встают на защиту то, во что верят. Хотя это сложно, замена таких людей посылает сигнал о грядущих переменах и вашей решительности принять жесткие меры. Ищите самых успешных руководителей для своей компании.
Ищите и удерживайте талантливых людей
Строить успешную компанию без талантливых кадров невозможно. Люди выигрывают битвы. Кризис ─ это битва за выживание компании. Оцените своих работников, измените кадровую политику. Ищите новые таланты и сохраняйте костяк команды. Помните, что удержание кадров ─ это не всегда деньги и бонусы. Выясняйте индивидуальные потребности.
* Даг Якола является страшим партнером в McKinsey’s Recovery & Transformation Services, которая специализируется на экономической перестройке компаний, находящиеся в трудном финансовом положении.